Но более важен, пожалуй, другой фактор — коллективно-психологический. Человек ли, сообщество ли, страна ли, осознавая себя слабым, младшим и зависимым партнёром, изначально имеет в адрес сильного и старшего заряд, так сказать, абсолютной обиды.
Старший и сильный может быть сколь угодно добр, щедр и деликатен — впустую. Даже хуже, чем впустую: поскольку изначальная обида нанесена самим фактом неравенства, все оказываемые сильным благодеяния будут восприниматься как знак слабости и жалкие попытки компенсировать (а они всегда будут жалкими и недостаточными, покуда сохраняется неравенство).
Каждый, кому сдуру приходило в голову побыть хорошим, большим и сильным для кого-нибудь, прекрасно знает, что отношения такого рода рискуют попасть в «спираль золотой рыбки»: облагодетельствованный/е в какой-нибудь форме выкатят условия, по которым они владычица морская, а ты у них на посылках (вот тогда всё будет норм).
Тот факт, что в нашем мире 90% претензий предъявляются не обидчикам, а благодетелям, выглядит горько, но вполне логично.
Взято у Мараховского